Учитель дзен отправил своего главного ученика в караван-сарай на последнее испытание. Ученик спросил: — Что это за испытание? Что я должен делать в этом караван-сарае? Учитель ответил: — Иди и просто наблюдай всё, что там происходит, и расскажи мне. Это решит, станешь ли ты моим преемником или нет. Ученик отправился в караван-сарай. Он наблюдал всё. Придя к Учителю, он рассказал:
Император Лян У-ди, который был учеником Бодхидхармы и усердно помогал распространению дзен-буддизма в Китае, как-то спросил у патриарха, что он заслужил своими делами в будущих жизнях. — Ровно ничего, — ответил тот. — Каков же, в таком случае, основной принцип святого Учения? — Да оно пусто, в нём нет ничего святого! — Кто же тогда ты, что стоишь перед нами? — Я не знаю, —
Как-то к монаху Джошу, о котором рассказывают, что он начал изучать дзен в шестьдесят лет, озарение получил в восемьдесят, а затем учил до ста двадцати лет, пришёл ученик с вопросом: — Если я добьюсь пустоты в своём уме, что делать потом? — Выброси её, — посоветовал Джошу. — Как я могу выбросить то, чего нет? — настаивал ученик. — Если не можешь, неси с собой, — ответил Учитель.
Чао Буджи родился с первыми лучами солнца в самом начале лета. От рождения он был слаб и часто болел, но зато, когда выздоравливал, то наполнялся такой неудержимой энергией и жизнелюбием, что среди соседских мальчишек не было равных по озорству, неутомимости и выдумкам, как будто он навёрстывал всё, что упускал за долгие дни болезни. И было всё детство его составлено как бы из двух разных
Мастер Фугай был прекрасным художником. Он считался мудрым и великодушным. Но он был также суров по отношению к себе и к ученикам. Говорят, что Мастер Фугай встретил свой конец необычным образом. Почувствовав, что пришёл его последний день, он быстро выкопал яму, забрался в неё и приказал землекопу засыпать его землёй. Потрясённый человек убежал. Когда он вернулся обратно с людьми,
В одном храме на севере Японии жили два брата монаха. Старший брат учился, а младший был дурачком, да и к тому же еще и одноглазым. Однажды к ним зашел странствующий монах и попросил переночевать, предложив, в соответствии с обычаем, побеседовать о возвышенном учении. Старший брат, уставший от занятий за день, велел младшему выступить вместо себя. - Пойди и потребуй разговора в
У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сегуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу. — Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с
Однажды правитель области посетил дзэнского учителя, прозванного в народе Птичье Гнездо за то, что он медитировал, сидя на дереве среди густой листвы. Правитель осмотрел место медитации и сказал: — Какое же у тебя опасное место там, наверху дерева! — Твоё намного хуже, чем моё, — возразил учитель. — Я правитель этой области и не вижу, какая опасность может мне угрожать. —
Один ученик пришёл к Бокудзю. Поклонившись, он прикоснулся к его ногам и спросил: — Как долго мне ждать моего просветления? Бокудзю перевёл на него свои безмятежные глаза и долго не отводил взгляда. Ученик стал беспокоиться, он опять спросил: — Почему Вы так пристально смотрите на меня и не отвечаете? Мастер произнёс ответ дзэн. Он сказал: — Убей меня!
Когда Мамийя, который позже стал известным проповедником, пришёл к учителю, чтобы учиться, учитель попросил его объяснить, что такое хлопок одной ладони. Мамийя стал концентрироваться на вопросе, что же такое хлопок одной ладони? — Ты трудишься недостаточно усердно, — сказал ему учитель. — Ты слишком привязан к пище, благосостоянию, вещам и всему такому. Лучше бы ты умер, это решило бы